Калькулятор

Вид деятельности:

Система налогообложения:

Количество работников общее:

Количество накладных (актов) по покупке товаров услуг в месяц:

Количество накладных (актов) по продаже товаров услуг в месяц:

Наличие ВЭД (импорт и/или экспорт):

Количество кассовых аппаратов:


Ваше Имя (Отчество):

Сотовый телефон:

E-mail:


Стоимость ведения учета Вашей компании: Рассчитать

Компания Профит Эккаунтинг - Компания Группы Профит
Компания Профит Эккаунтинг
Другие компании Группы Профит



Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Ведение бухгалтерского учета и налогового учета
Восстановление Учета - Быстро, Качественно, Профессионально
Составление, Сдача и Защита Отчетности Клиентов в налоговой инспекции

Наши услуги Для среднего бизнеса Для малого бизнеса Для ПБОЮЛ
 

Товарно-транспортная накладная - общие правила оформления товарно-транспортной накладной (ТТН) и правила документооборота при оформлении ТТН (Начало: стр. 1 из 2. перейти на стр. 2).


В настоящее время значительная часть грузоперевозок выполняется коммерческими предприятиями, причем немалое место в этой деятельности принадлежит небольшим автотранспортным фирмам и индивидуальным предпринимателям.

Именно небольшие автотранспортные предприятия, которые еще не имеют такого большого опыта работы на рынке транспортных услуг, как крупные автокомбинаты (бывшие государственные), чаще всего сталкиваются с проблемами недостаточно корректного оформления документов, сопровождающих груз, что вызывает сложности во взаимоотношениях с государственными контролирующими органами.

Правильное оформление товарно-сопроводительных документов важно и для предприятий, пользующихся услугами транспортных организаций.
Поэтому мы, как организация, предоставляющая бухгалтерские услуги, считаем полезным напомнить основные правила оформления товарно-транспортных документов.

Отношения по перевозке грузов автомобильным транспортом регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, продолжает действовать с изменениями и дополнениями Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.69 N 12.
На основании УАТ приняты Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71), а также правила выполнения отдельных видов перевозок, обязательные для применения всеми перевозчиками на территории РФ.
Организации (изготовители товаров, а также торгующие) могут перевозить грузы как собственным транспортом, так и пользуясь услугами организаций-перевозчиков, с которыми должен быть заключен договор перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную договором плату.
Условия перевозки товаров и ответственность сторон по перевозкам определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством.

С транспортной организацией может быть заключен не только разовый, но и долгосрочный договор на перевозки на любой срок, например на месяц, квартал, год, или же стороны договариваются подавать разовые заказы (по любым каналам связи), принимаемые перевозчиком к исполнению.

Общие правила оформления товарно-транспортной накладной.
 
Для организации (предпринимателя), осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.
К перевозочным документам относится прежде всего товарно-транспортная накладная (ТТН) поформе № 1-Т, которая утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем.
Однако, по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов - товарного и транспортного (см. пример заполнения товарно-транспортной накладной).
Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя.
Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем, заказчиком автотранспортных услуг и организацией - владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам.
Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций.
Правильное оформление товарно-транспортной накладной важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором.
ТТН составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются). Обращаем внимание, что товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов по каждой поездке.
При централизованном вывозе грузов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций - владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов. При этом, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес нескольких грузополучателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому получателю в отдельности.

ТТН выписывается минимум в четырех экземплярах.
Первый экземпляр с подписью водителя на товарном разделе и транспортном разделе ТТН, а также данными его доверенности остается  у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада.
Второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю.
Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ.
Третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику.
Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.
В зависимости от особенностей товаров к ТТН могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

Обращаем внимание, что в общем случае "в процессе" транспортировки участвуют даже не три, а пять сторон. Действительно, продавец товара (т.е. его первоначальный собственник) может находится в одном городе, а его товар может храниться на складе в другом городе. В этом случае, продавец и грузоотправитель - это разные организации. При этом, грузоотправителем, указываемом в ТТН будет та организация, которая распоряжается складом и именно она (складская компания) должна оформлять ТТН.
На практике в таких случаях в договоре хранения товара стороны указывают, что при получении складской организацией от продавца указания  об отгрузке товара (конечно, в письменной форме), складская организация обязуется сформировать ТТН, подписать ее от лица грузоотправителя и 3 экземпляра предоставить водителю. Причем, мы рекомендуем указать в договоре, что складская компания  формирует даже не 4, а 5 экземпляров ТТН: у грузоотправителя должен остаться не один экземпляр, а два - один для складской компании, а второй - для собственника (продавца) товара.

Аналогично, покупателем товара  (т.е. новым собственником) может быть организация, расположенная в одном городе, а ее склад может находиться в другом городе. В этом случае грузополучателем товара будет не компания покупателя, а организация, распоряжающаяся складом, с которой у покупателя имеется договор хранения.

Если Вы столкнулись с ситуацией, когда Вы являетесь продавцом товара и покупатель сказал Вам доставить товар не по его юридическому адресу, а в другое место, например, в другой город, Вы должны позаботиться о том, чтобы это указание либо было  либо прописано в договоре, либо оформлено доп.соглашением, подписанным обеими сторонами. Это обязательно необходимо, поскольку на ТТН в качестве получателя будет стоять подпись и печать не реального покупателя, а складской организации, у которой с покупателем заключен договор. Будьте особенно внимательны в этих случаях, поскольку иначе в случае малейшего конфликта Вам придется доказывать, что Вы действительно поставили товар.


Заполнение ТТН грузоотправителем (правила заполнения полей ТТН).
 
Рассмотрим случай оформления ТТН, когда товар перевозит специализированная организация, оказывающая транспортные услуги. При этом, предположим, что согласно договору между покупателем товара и продавцом, транспортные услуги оплачиваются грузоотправителем, товар хранится непосредственно у продавца и должен быть доставлен непосредственно покупателю (т.е. продавец и грузоотправитель - совпадают и покупатель и грузополучатель тоже совпадают).

Сначала часть реквизитов ТТН заполняется грузоотправителем до прибытия автомобиля под погрузку.
В заголовочной части ТТН грузоотправитель проставляет дату ее составления и присваивает ей номер.
Кроме этого заполняются следующие данные:
- наименование грузоотправителя, грузополучателя и плательщика за транспортные услуги.
- их реквизиты - такие, как адрес, номер телефона и расчетный счет организации, оплачивающей транспортную работу, а также коды ОКПО отправителя и получателя груза).
Обращаем Ваше особенное внимание на один момент, с которым часто допускаются ошибки: в графе "Плательщик" товарного раздела ТТН следует указывать не покупателя товара, оплачивающего перевозимый по данной ТТН товар, а именно ту организацию, которая заключила договор на перевозку и оплатила оказанные услуги сторонней транспортной организации (в нашем примере плательщиком выступает грузоотправитель);

Далее переходим к товарному разделу, в котором заполняется таблица данных о товаре (коды, номенклатура, количество, цена, наименование, единицы измерения, упаковка, количество мест и масса, сумма, пр.).
В тех случаях, когда для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя требуются помимо указанных в ТТН дополнительные характеристики отгружаемых товаров, к ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.
При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке "Приложение", водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.
Следует также иметь в виду, что при приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в ТТН должна быть указана масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01). При приеме к перевозке тарно-штучного груза в ТТН следует обязательно указывать только общее количество и маркировку грузовых мест.
Если накладная состоит более чем из одного листа, то указывается количество листов продолжения, номера их бланков и номера записей. Указывают также общее количество наименований товара, количество мест, массу груза, наценку, сумму складских расходов и общую сумму "Всего к оплате".
В строке "Всего на сумму" прописью записывают общую стоимость отгруженных товаров, а в строке "Отпуск разрешил" указывается должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.
В соответствующем поле ставит свою подпись и главный бухгалтер.
В транспортном разделе указываются наименование транспортной организации и ее реквизиты, наименование и реквизиты организации, которая будет оплачивать услуги по перевозке, а в строках "Пункт погрузки" и "Пункт разгрузки" - соответствующие адреса.
В таблице "Сведения о грузе" грузоотправитель до прибытия автомобиля под погрузку может:
- в графе 1 "Краткое описание груза" - указать наименование груза;
- в графе 2 "С грузом следуют документы" - вписать наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.). Указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю;
- в графе 3 "Вид упаковки" - записать сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: "ящики", "коробки", пр.). При предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно "н/у";
- в графе 4 "Количество мест" - указать количество мест отдельно по каждому из приведенных в графе 1 наименованию груза и по каждому виду упаковки. При перевозке грузов пакетами на поддонах указывается количество пакетов, при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом вносится соответствующая запись и количество мест не указывается.
После прибытия автомобиля на основании предъявленного водителем путевого листа и других необходимых документов грузоотправитель заполняет остальные реквизиты ТТН.
В транспортном разделе вписываются дата и номер путевого листа и все необходимые реквизиты прибывшего под погрузку автомобиля, такие, как фамилия, имя и отчество водителя, реквизиты лицензионной карточки, подтверждающей право заниматься грузоперевозками, марка автомобиля и его государственный номерной знак и др. Если какой-либо реквизит отсутствует, то ставится прочерк.
В таблице "Сведения о грузе" указываются:
- в графе 5 - способ, которым определена масса груза. При взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов (товарные весы, автомобильные весы и др.). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись. Масса груза и количество грузовых мест определяются совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя.
(Графы 6 "Код груза" и 8 "Класс груза" заполняет организация-перевозчик.);
- в графе 9 "Масса брутто" - масса груза в тоннах с точностью до 0,01 по видам наименований перевозимых грузов и общая масса груза.
При оформлении нескольких ездок с грузом по одной ТТН в строке "Количество ездок, заездов" указывается общее количество выполненных ездок.
Если перевозка грузов осуществляется под пломбой грузоотправителя (крытые фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.), то в ТТН в соответствующих полях под таблицей "Сведения о грузе" ставятся оттиски пломбы.
Если при приемке груза получателем окажется, что пломба была повреждена, то составляется акт и в ТТН в разделе "Отметки о составленных актах" делается соответствующая запись.
В строке "Сдал" ниже таблицы "Сведения о грузе" материально-ответственное лицо грузоотправителя своей подписью удостоверяет сдачу груза водителю, а в следующей строке за прием товара к перевозке расписывается водитель.
В разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" грузоотправитель заполняет реквизиты по погрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные операции (в нашем примере это сам грузоотправитель), способ погрузки (ручной, механизированный и т.д.), наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристики (грузоподъемность, емкость ковша и т.д.), затем проставляет время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания.
Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот (контрольно-пропускного пункта).
Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю.
Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, а в остальных в соответствующих графах ставятся прочерки.
В товарном разделе в строке "Отпуск груза произвел" записываются должность и ФИО представителя грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке, ставится его подпись и штамп (печать) и, таким образом, удостоверяется правильность всех данных в ТТН, а также выдача груза к перевозке.
В строке "Груз к перевозке принял" записывается ФИО водителя (экспедитора), который своей подписью заверяет прием грузов к перевозке, а в поле "По доверенности N" - номер доверенности, дата и название организации-перевозчика, которая ее выдала.
Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра ТТН.
 
Заполнение ТТН грузополучателем
 
Грузополучатель после доставки и приемки груза от водителя в трех экземплярах ТТН заполняет следующие реквизиты.
В транспортном разделе грузополучателем заполняются:
- реквизиты по разгрузочным операциям: наименование организации, выполняющей разгрузку (в нашем примере - это грузополучатель), способ разгрузки, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания;
- в строке "Сдал водитель-экспедитор" водитель-экспедитор своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю;
- в строке "Принял" (ниже таблицы "Сведения о грузе") проставляются должность, ФИО лица, принявшего груз, подпись этого лица, а также штамп грузополучателя, чем и удостоверяется прием груза.
Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись также и на других товаросопроводительных документах, следующих вместе с грузом, и заверяет ее круглой печатью организации.
После приема товара по количеству и качеству грузополучатель в товарном разделе ставит свою подпись в строке "Груз получил грузополучатель".
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
В ТТН следует сделать отметку о составлении акта.
Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности или неполноты сведений, указанных ими в ТТН .
Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений.
Второй экземпляр ТТН остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования товаров и проведения взаиморасчетов с грузоотправителем.
Третий и четвертый экземпляры ТТН , заверенные подписями и печатями грузоотправителя, грузополучателя и водителя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру (или в бухгалтерию) организации-перевозчика.


Заполнение ТТН организацией-перевозчиком
 
После доставки груза по назначению на сданных водителем диспетчеру (или в бухгалтерию) экземплярах ТТН в разделе "Прочие сведения" записываются:
- в графах 20-24 - расстояние перевозки груза;
- в графе 25 - код экспедирования груза;
- в графах 26 и 27 - суммы, начисленные водителю за выполненную транспортную работу;
- в графах 29 и 30 - поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю) и к основному тарифу.
Раздел "Прочие сведения" заполняется для того, чтобы рассчитать стоимость услуги по перевозке и предъявить счет заказчику транспортной услуги.
Поскольку в данной статье рассматривается заполнение ТТН грузоотправителем и грузополучателем, а расчет стоимости транспортных услуг входит в компетенцию перевозчика в соответствии с заключенным договором на оказание транспортных услуг, в нашем примере поля "Таксировка и Расчет стоимости" за оказание услуг по перевозке не заполнялись.
В соглашении перевозчика с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке грузов с соответствующей оплатой его труда.
Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.



Форма 1-Т  Товарно-транспортная накладная (ТТН)

Типовая межотраслевая форма товарно-транспортной накладной N 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78.
Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов - товарного и транспортного.
Товарный раздел заполняет грузоотправитель. Этот раздел служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя.
Транспортный раздел заполняют грузоотправитель - заказчик автотранспорта и грузоперевозчик - владелец автотранспорта. В транспортном разделе учитывается транспортная работа. По данным транспортного раздела производятся расчеты между грузоотправителем, автотранспортной организацией и грузополучателем.
Товарно-транспортная накладная составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля. При централизованном вывозе груза со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, которые составляются совместно с работниками организаций-владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.

Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю отдельно.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
- первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
- второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
- третий и четвертый - сдаются организации - владельцу автотранспортного средства.
Перед отправкой груза организация-грузоотправитель передает водителю второй, третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной. Эти экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя. Водитель, получивший груз, расписывается во всех четырех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Доставив груз получателю, водитель передает ему второй экземпляр товарно-транспортной накладной. Кроме того, грузополучатель заверяет своими подписями и печатями (штампами) третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной и передает их водителю. Эти экземпляры сдаются в бухгалтерию организации-грузоперевозчика. Третий экземпляр служит основанием для расчетов с заказчиком автотранспорта. Организация - владелец автотранспортного средства выписывает счет за оказанные услуги по грузоперевозкам, прилагает к нему третий экземпляр товарно-транспортной накладной и высылает плательщику - заказчику автотранспорта. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Четвертый экземпляр товарно-транспортной накладной вместе с путевым листом хранится в бухгалтерии организации-грузоперевозчика в течение 5 лет.

По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:
- первый и второй экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, передаются организации - владельцу автотранспорта. Первый экземпляр подписывает организация-грузоперевозчик и прилагает его к счету, который направляется организации-заказчику для оплаты;
- второй экземпляр прилагается к путевому листу. Он служит основанием для учета транспортной работы;
- третий экземпляр остается у грузоотправителя. Он служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.
Как заполнить товарно-транспортную накладную, посмотрим на примере.

Пример:

АО "Восток" (грузоотправитель) отгрузило ООО "Красоптторг" 100 коробок (мест) говядины тушеной в жестяных банках. В каждой коробке находится 45 банок. Всего отгружено 4500 банок (45 х 100). Вес нетто (без учета веса тары) составил 1,7 тонны, вес брутто (с учетом веса тары) составил 1,82 тонны.

Учетная (складская) цена одной банки тушенки составляет 20 руб. Это цена, по которой тушенка числится в складской картотеке (фактическая цена приобретения товара без НДС). Всего отпущен товар в ценах складского учета на сумму 90 000 руб. (20 руб. х 4500 банок). Стоимость товара в отпускных ценах (то есть с учетом наценки 10%) составила 99 000 руб. Обратите внимание, в товарно-транспортной накладной указывается стоимость товара без НДС. Стоимость товара с НДС указывается в товарной накладной, которую материально ответственное лицо также выписывает и передает грузополучателю с удостоверениями качества (сертификатами) на продукцию. В графе 2 таблицы "Сведения о грузе" грузоотправитель АО "Восток" указал, что с грузом следуют документы - товарная накладная N 618 и сертификат.

Для доставки груза ООО "Красоптторг" заказало автомобиль у специализированной организации ООО "Автомобилист". К грузоотправителю АО "Восток" автомобиль прибыл в 8 часов и простоял под погрузкой 2 ч 30 мин. Об этом представитель АО "Восток" сделал запись в таблице "Погрузоразгрузочные операции" по строке "Погрузка". Эта запись подтверждается подписью представителя АО "Восток".

В 21.00 автомобиль прибыл к грузополучателю ООО "Красоптторг" и простоял под разгрузкой 2 часа. Представитель ООО "Красоптторг" заполнил таблицу "Погрузоразгрузочные операции" по строке "разгрузка" и поставил свою подпись.

Таблицу "Прочие сведения" заполняет таксировщик ООО "Автомобилист".

Пробег автомобиля с грузом составил 400 км. Код экспедирования груза (графа 25) заполняется, если такие коды разработаны в организации. Автомобиль был заказан без экспедитора. У ООО "Автомобилист" этому соответствует код 00. Графа 26 - стоимость транспортных услуг, которая предъявляется клиенту, заполняется после расчета стоимости услуг в графах 33-43. У ООО "Автомобилист" стоимость перевозки 1 тонны груза составляет 50 руб., стоимость 10 тонно-километров работы - 34,50 руб. (соответственно за 1 ткм - 3,45 руб.), стоимость недогруза - 20 руб. за 1 тонну. Грузоподъемность заказанного автомобиля составляет 4,5 т. Следовательно, недогрузка автомобиля составила 2,68 т (4,5 - 1,82) . Всего стоимость услуги автотранспортного предприятия составила 2 806,20 руб., в том числе 91 руб. за тоннаж, 2 511,60 руб. за объем работ в тонно-километрах, 53,60 руб. за недогруз, 150 руб. за срочность заказа. Объем работ в тонно-километрах определяется по формуле:

V = L х P, где

V - объем транспортной работы в тонно-километрах;
L - общий пробег с грузом в километрах;
Р - вес перевозимого груза в тоннах.

Объем транспортной работы, выполненный ООО "Автомобилист" для ООО "Красоптторг", составил 728 ткм (400 км х 1,82 т).




Инструкция от 30 ноября 1983 года N 156/354/7 (Министерство Финансов СССР N 156, Государственный Банк СССР N 30, Центральное Статистическое Управление при Совете Министров СССР N 354/7, Министерство Автомобильного транспорта РСФСР N 10/998)

О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом
(с изменениями от  28 ноября 1997 г.)

Настоящая инструкция утверждена в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 9 июня 1977 г. N 491 "О мерах по усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче - смазочных материалов и по улучшению работы автозаправочных станций" и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 г. N 759 "О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче - смазочных материалов" и является обязательной для всех государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций и учреждений.

Инструкцией устанавливается следующий порядок расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом.

1. Расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за перевозки грузов, транспортно - экспедиционные и другие операции и услуги производятся грузоотправителями или грузополучателями и другими заказчиками автотранспорта в соответствии с правилами Госбанка СССР, Едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом и правилами их применения, утвержденными в установленном порядке, и настоящей инструкцией.

2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно - транспортной накладной утвержденной формы N 1-т согласно приложению N 1.

Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно - транспортные накладные формы N 1-т.

Перевозка грузов в междугородном сообщении, выполняемая с участием грузовых автостанций или других предприятий автомобильного транспорта общего пользования, на которые возложена организация междугородных перевозок грузов, осуществляется при наличии оформленной товарно - транспортной накладной утвержденной формы N 2-тм согласно приложению N 2.

3. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов форма товарно - транспортной накладной и порядок ее заполнения устанавливается Правилами централизованного завоза и вывоза грузов, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках.

4. Перевозка автомобильным транспортом личных вещей и грузов граждан осуществляется по путевому листу с приложением к нему квитанции (приходного ордера) на оплату транспортных услуг и в необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается органами управления автомобильным транспортом союзных республик.

5. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы, не оформленные товарно - транспортными накладными. Это требование распространяется на все виды перевозок грузов, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, а также при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозках почты и периодической печати, при научно - изыскательских, геологических работах, при сборе вторичного сырья предприятиями и организациями Госснаба СССР.

При работе автотранспорта по повременной оплате в товарно - транспортных накладных заказчиком наносится штемпельная надпись "Почасовая".

6. Товарно - транспортная накладная предназначена для учета движения товарно - материальных ценностей, по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.

По автомобилям, работающим по повременным тарифам, объем перевозок грузов в тоннах и тонно - километрах не учитывается.

Товарно - транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно - материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

7. В тех случаях, когда в товарно - транспортной накладной в разделе "Сведения о грузе" нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно - материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно - транспортной накладной должны прилагаться, как неотъемлемая ее часть, специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание товарно - материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет.

В этих случаях в товарно - транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой товарно - транспортная накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.

8. По товарно - транспортной накладной формы N 1-т оформляется перевозка грузов и нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно - материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера.

9. Товарно - транспортные накладные являются документами строгой отчетности, изготавливаются типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждого грузополучателя в отдельности.

10. Товарно - транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на каждую ездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно - материальных ценностей.

11. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние при условии обеспечения сохранности груза могут оформляться одной товарно - транспортной накладной суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.

Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых: первый - остается у грузоотправителя; второй - у водителя; третий - у грузополучателя.

При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона может не выписываться.

При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно - транспортную накладную на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно - транспортная накладная, подлежат уничтожению.

Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения этих данных в товарно - транспортные накладные.

12. При определении объема перевезенного груза по геодезическому замеру аккордно группой автомобилей по согласованию сторон заказчик может оформить и выдать автотранспортному предприятию товарно - транспортную накладную на весь объем выполненной работы, без выдачи водителям талонов, а учет работы каждого автомобиля в отдельности в этом случае осуществляется автотранспортным предприятием. При этом оформление товарно - транспортной накладной на вывоз груза должно производиться не реже двух раз в месяц.

13. Порядок изготовления, учета и заполнения форм товарно - транспортных накладных устанавливается согласно приложению N 3.

14. Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист.
Путевой лист является документом строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером.
Формы путевого листа для грузового автомобиля и порядок их заполнения устанавливаются согласно приложениям N 4, 5, 6, 7.

15. Все государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации и учреждения, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы.
Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается.

16. Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно - транспортных накладных.
Лица, ответственные за оформление товарно - транспортных накладных, устанавливаются руководителями предприятий, организаций и учреждений.

17. К путевым листам должны быть приложены товарно - транспортные накладные, оформленные надлежащим образом.
Запрещается включать в отчет о выполненных объемах перевозок и в путевые листы перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные товарно - транспортными накладными, за исключением перевозок, указанных в п. 5 настоящей инструкции.
Применение форм товарно - транспортных накладных и путевых листов неустановленной формы не допускается.

18. Предприятия, организации и учреждения - грузоотправители (грузополучатели) и автотранспортные предприятия и организации обязаны не реже одного раза в квартал производить сверки фактически перевезенного количества груза с количеством груза, предъявленного к оплате за перевозку, а также сверять расстояния перевозок.
Грузоотправители и грузополучатели несут установленную законом ответственность за достоверность данных о весе (массе) перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно - транспортных накладных, а автотранспортные предприятия и организации - за правильность указанных в этих документах расстояний перевозок и тарифного класса груза.
Сверки производятся в автотранспортных предприятиях и организациях по графикам, утвержденным ими по согласованию с грузоотправителями (грузополучателями).
Форма акта сверки и порядок ее проведения устанавливаются согласно приложениям N 8 и 9.

19. Выявленные в ходе сверки суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок при перевозке грузов, перечисляются ими в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета на раздел 12 § 25 "Прочие поступления".
Кроме того, автотранспортные предприятия и организации, неправильно указавшие в товарно - транспортных документах расстояние перевозки и класс перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) излишне полученную провозную плату, а предприятия - грузоотправители и грузополучатели, неправильно указавшие в товарно - транспортных документах вес (массу) перевозимого груза и количество грузовых мест, возмещают автотранспортным предприятиям излишне выплаченную в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче - смазочных материалов.
О фактах выявленных приписок за проверенный период участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и одновременно внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объема перевозок грузов, прибыли и другим технико - экономическим показателям.

20. Лица, ответственные за оформление товарно - транспортных накладных, несут персональную ответственность за достоверность указанных в этих документах данных.

21. За неправильное оформление товарно - транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов работ по перевозке грузов, и несоблюдение установленного порядка сверки выполненных объемов перевозок работники, на которых возложено осуществление таких функций, и должностные лица, ответственные за организацию этой работы, лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год.

22. Работники, виновные в причинении предприятию ущерба в результате приписки невыполненного объема работ по перевозке грузов, возмещают этот ущерб в порядке, установленном действующим законодательством.

23. Настоящая инструкция вводится в действие с 1 января 1985 года.

24. С введением в действие настоящей инструкции считать утратившими силу инструкции Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 23 декабря 1977 г. N 94/30/26/7 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и от 21 марта 1979 г. N 37-15/72/051/17/8 "О порядке оформления товарно - транспортных документов при междугородных перевозках грузов".

Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни

Как это не удивительно, но отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), т.е. выражаясь нормальным языком, при базисе поставки EXW, вызывает достаточно много затруднений и в первую очередь с документальным сопровождением. В данной статье речь идет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ).

Напомним, Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс применяются не только в случаях, имеющих дело с обязанностью таможенной очистки, но и для внутренних договоров купли-продажи. Для уточнения этих ситуаций в статьи А.2. и Б.2., А.6. и Б.6. соответствующих терминов Инкотермс были добавлены слова "если это потребуется", чтобы термины использовались без какой-либо двусмысленности в случаях, когда таможенные процедуры не нужны.

Продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя. Подтверждением факта передачи ТМЦ является подписание товаросопроводительных (ТОРГ-12) документов представителем покупателя. Правомочия представителя покупателя подтверждаются доверенностью. Доверенность подтверждает ПРАВО сотрудника предприятия (ПОКУПАТЕЛЯ) получать некие ТМЦ определенные неким документом (счет, накладная и т.д. или перечнем ТМЦ) у ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ (продавца), причем в определенный промежуток времени, а также заверяет образец подписи, которую он должен поставить на расходный документ (напр. ТОРГ-12).

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Справка.

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1998 года N 835 «О первичных учетных документах» принято решение  «Возложить на Государственный комитет Российской Федерации по статистике функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации…» и поручено «совместно Министерством финансов Российской Федерации определить порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации»

Порядок введения альбомов унифицированных форм был утвержден совместным постановлением Государственного комитета РФ по статистике (29 мая 1998 г. N 57а) и Минфина РФ (18 июня 1998 г. N 27н) согласно которого с 1 января 1999 года на территории Российской Федерации применяются формы первичной учетной документации соответствующие формам из альбомов унифицированных форм.

Для передачи ТМЦ необходима доверенность утвержденной формы. Эта форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а. Причем,  согласно этому же Постановлению Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а , а именно только по форме N М-2 и N М-2а возможна выдача ТМЦ, выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.

Когда поставщик и покупатель одногородние, как правило, проблем не возникает, но как быть в том случае, если у вас нет своего представителя в городе поставщика, а вам необходимо получить товар? Просто так передать доверенность в ТЭК или просто водителю ТЭК, согласно Российского законодательства нельзя, можно оформить человека на временную, но это ж столько бумаг… А тем более, если это разовая поставка…

Давайте также посмотрим на проблему со стороны грузоотправителя. Вам, как грузоотправителю никогда не предъявляли претензии по поводу того, что Вы отгрузили не тому, не тогда и вообще, зачем отгружали – мы сами приехали??? Грузоотправитель тоже имеет право ИМЕТЬ ДОКУМЕНТЫ, подтверждающие факт выполнения своих обязательств перед покупателем.

Статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

И так, если своего представителя нет, организация вправе на договорной основе поручить ДРУГОЙ организации быть ее представителем в данном регионе. В свою очередь, данная организация делегирует полномочия своему сотруднику по СВОЕЙ доверенности. Чаще всего этой самой ДРУГОЙ организацией выступает транспортно-экспедиционная компания (ТЭК).

Товарная накладная выписана на покупателя, а подпись в получении ТМЦ ставит сотрудник ТЭКа по доверенности ТЭКа. Возникает необходимость в дополнительном документе "Распоряжение покупателя" (Письмо-поручение). Именно этот документ, составленный в произвольной форме, но содержащий обязательные реквизиты, соединяет разрозненные звенья логистической цепочки.

Данная схема отпуска ТМЦ апробирована и принята к исполнению на предприятиях различных форм собственности, а также прошла не одну проверку аудиторов и налоговых органов, и работает на очень многих предприятиях, отгружающих свой товар на условиях EXW.

Так для чего же все-таки нужно это дополнительное обременение еще одним документом. Кому это необходимо?

Для ответа на этот вопрос обратимся к недалекой истории. В глубокие совковые годы, когда у всех предприятий был один единственный "акционер" – советское государство, когда право собственности на гос. имущество не передавалось, в целях унификации было принято решение, что за перевозку до потребителя (т.е. за все!) отвечает поставщик, а точнее изготовитель. Именно этот лейтмотив заложен во всех инструкциях того времени, и в частности в инструкции П-6. Тогда это была передача ТМЦ от одного материально ответственного лица (МОЛ) к другому, согласно разнарядке спущенной сверху, через единственно возможного (тоже государственного) перевозчика.

Но времена меняются, а вместе с ними меняются и условия, да и акционеров стало несоизмеримо больше. С тех пор коренным образом изменился порядок в системе бух. учета и налогообложения.

В условиях рыночных взаимоотношений у передачи ТМЦ добавились дополнительные аспекты. А именно:

- Переход рисков;
- Переход права собственности;
- Возникновение налоговых обязательств.

Нужно ли говорить, что в современных российских условиях просто необходимо подкрепление каждого действия документальным сопровождением.

Две большие разницы

EX Works. Довольно часто возникают проблемы в оформлении отгрузочных товаросопроводительных документов из-за неправильного понимания самого принципа толкования данного термина, а именно отождествления его с термином FCA.

EXW (EX Works, Франко завод) Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя.
FCA (Free Carrier, Франко перевозчик) Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит товар указанному покупателем перевозчику.
Incoterms 2000

Действительно, на первый взгляд оба термина похожи друг на друга. Если отбросить разницу в обязательствах таможенного оформления, а на внутренних перевозках таможенное оформление не требуется, то и тот и другой термин можно использовать при самовывозе. И в том и в другом случае отгрузка возможна со склада поставщика, за перевозку (заключение договора перевозки) отвечает покупатель, риски тоже на покупателе. В чем же отличие? Отличие в том, что в первом случае (EXW) продавец должен предоставить товар в распоряжение покупателя, а во втором (FCA) указанному покупателем перевозчику.
В первом случае продавец из товаросопроводительных документов, согласно законодательству РФ должен выписать товарную накладную (например, ТОРГ-12), в случае FCA к обязанностям продавца добавляется еще обязательство оформления транспортных документов.
В первом случае у продавца из товаросопроводительных документов, согласно законодательству РФ остается подписанная представителем покупателя товарная накладная (например, ТОРГ-12) и доверенность формы М-2, в случае FCA у Продавца должно быть письменное указание от Покупателя на перевозчика (экспедитора) и подписанная ТТН (экспедиторский документ) этим же перевозчиком (экспедитором). Правда, нигде не сказано, что это указание обязательно должно быть в оригинале, можно по факсу, если договором купли-продажи такой вид обмена документами предусмотрен. 
Кроме того, существенно отличается и сама процедура передачи. Указанный покупателем перевозчик принимает груз, а не ТМЦ.

Груз и ТМЦ это две большие разницы.

Несмотря на то, что согласно действующему законодательства (Статья 796 ГК РФ) перевозчик отвечает за принятый груз в полном объеме, при передаче товара указанному покупателем перевозчику, перевозчик принимает груз, а не товар. Сама процедура приемки производится по грузовым местам или как еще принято называть по грузовым транспортным единицам.

Примечание.
Грузовая единица - это некоторое количество товара, который погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Можно выделить два основных вида грузовых единиц:
- первичная грузовая единица - груз в транспортной таре, например в ящиках, бочках, мешках и т.п.;
- укрупненная грузовая единица - грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной таре.
Первичная грузовая единица проходит каналы товародвижения, как правило, без переформирования, т.е. ящик из гофрированного картона с конфетами, упакованный на кондитерской фабрике, скорее всего, пройдет всех оптовиков и дойдет до магазина нераспечатанным. Укрупненная грузовая единица, сформированная из ящиков с конфетами на этой же фабрике, на какой-либо стадии товародвижения, скорее всего, будет расформирована, возможно, при подборе ассортимента у первого же оптовика.

При оформлении ТТН перевозчику предоставлено право вносить в транспортную накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. В частности, "Груз принят по количеству грузовых единиц без внутренней проверки". Естественно оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр ТТН, остающийся у грузоотправителя. Наличие данных оговорок не снимает с перевозчика ответственность за утрату части или всего груза, но существенно увеличивает шансы при решении спорных вопросов внутритарной недостачи. Естественно, при условии, что упаковка грузовой единицы не имеет повреждений (не нарушена).
Если при приеме груза от отправителя в накладной (ТТН) в графе 5 (Способ определения массы) указывается "расчетный", то соответственно и при сдаче груза получателю взвешивание груза для определения внутритарной недостачи производить не имеет смысла.

Прием товара экспедиторской компанией, как ТМЦ это услуга. Заключен ли договор об оказании данной услуги между покупателем и ТЭКом, поставщика в данном случае волновать не должно. Как любая услуга она может быть платной или безвозмездной.

О необходимости наличия или отсутствие ТТН и об особенностях оформления экспедиторских документов см. статью "ТТН или обязательство оформления транспортных документов"
Генеральная доверенность на получение груза принадлежащего получателю.
Еще одним видом распространенной порочной практики, это когда экспедитор приезжает с ксерокопией "Генеральной доверенности на получение груза принадлежащего получателю".

Тут сразу несколько ошибок: 

1. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате генеральная доверенность - выдается доверителем на управление имуществом, т.е. совершать сделки и другие действия по поводу всего объема прав доверителя (ТЭК продать полученный товар по своему усмотрению не может). Следовательно, это уже не генеральная доверенность, а "туалетная бумажка".
2. Сотрудник компании - экспедитора приезжает с доверенностью по форме М-2 от ТЭК. Эта доверенность на получения ТМЦ, а в "туалетной бумажке" указано "на получение груза".
3. Экспедитор расписывается в получении товара на накладной по форме ТОРГ-12, а имеет право подписи только в ТТН.
4. Как правило, в данной "доверенности" отсутствуют обязательные реквизиты: (наименование товара, количество и т.д.) См. Глава 10. Представительство. Доверенность ГК РФ
Ну и т.д., я уже не говорю, что генеральная доверенность должна быть заверена у нотариуса.

Итого

Для отпуска товара со склада поставщика (самовывоз), т.е. выражаясь нормальным языком, при базисе поставки EXW, для соединения воедино разрозненных звеньев логистической цепочки необходим документ "Распоряжение покупателя" (Письмо-поручение), составленный в произвольной форме, но содержащий обязательные реквизиты.

Синяя печать (оригинальная) официальное название: "ПЕЧАТЬ МАСТИЧНАЯ УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ" является обязательной. Правда, в договор поставки, счет или другой документ можно вставить, например, пункт следующего содержания: " Документы, переданные средствами факсимильной связи, имеют юридическую силу, при условии направления оригиналов указанных документов по почте в течение 20 календарных дней со дня передачи средствами факсимильной связи", и тогда данный документ можно будет передать по факсу.

Согласуйте данную форму со своими юристами, утвердите у руководства компании, вмените в обязанности менеджеров по продажам получение данных писем от клиентов и радуйтесь жизни.

Либо еще в договоре купли продажи необходимо добавить раздел, в котором указать, что Получателем ТМЦ по данному договору является конкретная Транспортно - экспедиционная компания, с указанием всех ее реквизитов. Но всегда ли на этапе заключении договора уже точно известно, какая ТЭК будет оказывать вам эту услугу. И всегда ли для разовой поставки заключается договор в письменной форме. Практика подсказывает - что нет, далеко не всегда.




ТТН или обязательство оформления транспортных документов

В статье "Подводные камни самовывоза" мы выяснили, что в случае EXW продавец из товаросопроводительных документов, согласно законодательству РФ должен выписать товарную накладную (например, ТОРГ-12), а в случае FCA к обязанностям продавца добавляется еще обязательство оформления транспортных документов.

Вот о транспортных документах и пойдет речь в этой статье, а точнее кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом. Какие документы подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен.

В данной статье речь идет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название - материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин "ТМЦ").

Документом на перевозку грузов автотранспортом на территории РФ согласно действующему законодательству является Товарно - транспортная накладная (ТТН).

ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.

В каких же случаях продавец должен оформлять перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов "F" по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов "C" или "D", то к обязанностям продавца добавляется еще заключение договора перевозки и его оплата.
-------------------------

Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и об этом речь пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, ибо в большинстве случаев можно провести аналогию, а в частности - нельзя объять необъятное.

Договор перевозки с перевозчиком.

Договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком. Группы терминов "F", "C" или "D" по Инкотермс. В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки продавец или покупатель – обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, т.е. на продавце (поставщике). При автоперевозках документом будет Товарно - транспортная накладная (ТТН) по утвержденной Форме 1-Т.

Юридическая справка.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта "Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузы товарног



Смотрите также
 

Все права защищены © Группа ПРОФИТ 2006 Разработка сайта - Intellect Design