Калькулятор

Вид деятельности:

Система налогообложения:

Количество работников общее:

Количество накладных (актов) по покупке товаров услуг в месяц:

Количество накладных (актов) по продаже товаров услуг в месяц:

Наличие ВЭД (импорт и/или экспорт):

Количество кассовых аппаратов:


Ваше Имя (Отчество):

Сотовый телефон:

E-mail:


Стоимость ведения учета Вашей компании: Рассчитать

Компания Профит Эккаунтинг - Компания Группы Профит
Компания Профит Эккаунтинг
Другие компании Группы Профит



Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Ведение бухгалтерского учета и налогового учета
Восстановление Учета - Быстро, Качественно, Профессионально
Составление, Сдача и Защита Отчетности Клиентов в налоговой инспекции

Наши услуги Для среднего бизнеса Для малого бизнеса Для ПБОЮЛ
 

Товарно-транспортная накладная - общие правила оформления товарно-транспортной накладной (ТТН) и правила документооборота при оформлении ТТН (Это - продолжение: стр. 2 из 2. Вернуться на стр. 1).

Образец заполнения ТТН - обратная сторона

...  Договор перевозки через посредника
Если базис поставки EXW, а Договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будет поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. (См. статью Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни)

В сопроводительных документах отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и Счет-фактуре) в графе "грузоотправитель" указываются реквизиты экспедитора.

Если же в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из групп "F", "C" или "D", то кто будет выписывать транспортный документ, зависит от вида договора с посредником.

Договор перевозки через агента

Если посредник при заключении договора перевозки действует в рамках агента (Гл.52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае - ТТН) целиком и полностью ложиться на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное проблемы продавца.

Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет клиент, ибо ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае заключается в том, как подтвердить целесообразность оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут то и пригодиться возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, внести в ТТН строку "основание", в которую вписывать агента и реквизиты договора с ним.

В случае, когда Договор перевозки заключен с перевозчиком через агента для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии будут следующие документы:

- Договор агентирования;
- Договор перевозки (необязательно*);
- ТТН 1-й и 3-й экземпляры;
- Отрывной талон путевого листа (при наличии1)
- Счет(а) на оплату;
- Отчет агента;
- Акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно*);
- Акт выполненных работ с агентом;
- Счет-фактура – 2 шт.
-----------------------------------------

* См. примечание к Договору перевозки с перевозчиком.

Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре, т.к. для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ. А это уже другой вид договора - экспедиторский.


Договор перевозки с экспедитором.

Правовой статус экспедитора (Глава 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза, требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности.

Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:

- деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком, согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее, экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.

- экспедитор выступает в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, "перевозчиком по договору", ответственным за груз и перевозку в целом.

Согласно нормам российского законодательства, а именно ст. 801 ГК РФ экспедитор так же может заключать договоры перевозки, как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон.

Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, это то, что для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать документ экспедитора, который свидетельствует о том, что экспедитор товар принял, и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору.

Товар находится в распоряжении экспедитора. В соответствии с п.1 Статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от своего имени.

Полная цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор; Экспедитор – Перевозчик; Перевозчик – Экспедитор; Экспедитор – Получатель (покупатель).

Нужно отметить, что по "Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" товарно-транспортная накладная (ТТН) заполняется грузоотправителем груза. В данном случае грузоотправителем будет не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно, за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе "Поручение (заявка) экспедитору".

ТМЦ передаются экспедитору, по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме, с соблюдением необходимых условий (см. Перечень экспедиторских документов. См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов).

По "Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом", грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, ТМЦ, переданные экспедитору, как раз и списывает экспедитор по ТТН.

В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:
- Договор транспортной экспедиции (необязательно);
- Поручение экспедитору (заявка клиента);
- Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);
- Акт выполненных работ*;
- Счет-фактура**.
----------------------------------------

*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.
**Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.

Если накладную на перевозку (ТТН) для перевозчика выписывает сам экспедитор, то третий экземпляр должен к нему же и вернуться, для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком.

Подтверждением получения товара покупателем является накладная ТОРГ-12 с исполнением, которую покупатель обязан отправить продавцу. А в случае если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из группы "D", у экспедитора будет еще и обязанность возвратить ТОРГ-12 с исполнением, как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. Также к иным услугам относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением.

На иные услуги экспедитор должен быть уполномочен. Полномочия необходимо заранее прописать в договоре. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.

Если Экспедитор и Перевозчик это одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор (перевозчик); Экспедитор (перевозчик) – Получатель (покупатель).

В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-Т.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента.

В соответствии с п.4 Статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

В соответствии с п.2 Статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить Грузоотправитель.

Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строку "Грузоотправитель" и строку "Плательщик" в товарном разделе? И что писать в строке "Заказчик (плательщик)" транспортного раздела?

Выход из этой запутанной ситуации на самом деле есть и достаточно прост.
Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор.
В строке "Грузоотправитель" делается запись следующего содержания: ООО "Экспедитор" от имени ООО "Клиент" на основании доверенности № дата (указываются реквизиты выданной доверенности).
Клиентом может быть как Покупатель, так и Продавец, в зависимости от того на какой термин Инкотермс имеется ссылка в договоре купли-продажи.
Добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) "Экспедиторский документ", в которую заносятся реквизиты данного документа.
Строку "Заказчик (плательщик)" следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО "Клиент", а не ООО "Экспедитор", который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.
Накладная подписывается представителем экспедитора и ставится печать тоже экспедитора. Количество оформляемых ТТН - 5 экземпляров. Два т.н. 3-х экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор обязан впоследствии передать Клиенту.
В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:

- Договор транспортной экспедиции (необязательно);
- Поручение экспедитору (заявка клиента);
- Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);
- ТТН 3-й экземпляр;
- Отрывной талон путевого листа (при наличии1);
- Акт выполненных работ с перевозчиком*;
- Акт выполненных работ с экспедитором*;
- Счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет Клиент);
- Счет-фактура от экспедитора.
----------------------------------------

*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.


Экспедиторский документ.

Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ.
И это несмотря на то, что во всем мире грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок с начала XIX века.
Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций – ФИАТА, которая в 1998 г. направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона - "Modelle FIATA" (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. - РАМЭ, 1998).

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ "Транспортная экспедиция" и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.

Статья 2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие "Правила транспортно-экспедиционной деятельности".
Эти правила должны быть утверждены Правительством Российской Федерации. Но с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс РФ обнародовал проект данных правил, статус их так и не изменился (См. статью Транспортная экспедиция – борьба без правил).

Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и которые представляют собой их русскоязычный аналог: складская расписка, экспедиторская расписка, экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора.

Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.*
---------------------------------

* Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены. См. статью Игра по Правилам. Обещанного три года ждут, или дождались…

См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов


Нюансы.

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.

К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке "Приложение", водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.

В товарном разделе ТТН, в строках, отражающих прием - передачу груза, в правой части, заполняется только строка "Груз к перевозке принял". Строка, в которой указываются реквизиты доверенности, заполняется только в условиях, когда товарно - материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту по доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12). Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке "Груз получил". При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.

Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам (См. Груз и ТМЦ это две большие разницы).

Водитель свое право на получение груза подтверждает Путевым листом.

Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать "Груз получил грузополучатель", вместо "Груз получил грузоотправитель".

Утвержденная форма путевого листа индивидуального предпринимателя отрывного талона заказчика не имеет, талон заказчика предусмотрен формой N 4-П.

Если Акт выполненных работ не оформляется, то экспедиторский документ, форма которого не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.






Смотрите также
 

Все права защищены © Группа ПРОФИТ 2006 Разработка сайта - Intellect Design